Методическая разработка урока «Выполнение миниатюры «кит» для 3 класса предпрофессиональной программы «Декоративно-прикладное творчество (резьба по кости)»

Автор: заведующий художественным отделением Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств городского округа Анадырь» Владимир Викторович Коваль.

Автор фотографий и видеоролика: В.В. Коваль.

Предмет: Работа в материале.

Класс: 3 класс предпрофессиональной программы «Декоративно-прикладное творчество (резьба по кости)».

Тема № 1. Выполнение миниатюры «Кит».

Миниатюра выполняется на основе объемной пластической модели (эскиза), выполненной ранее на предмете «Скульптура». Задание рассчитано на 40 часов аудиторных занятий. Между тем, не видится целесообразным разделять план-конспект темы на несколько, так как каждый учащийся ведет работу с индивидуальной скоростью, затрачивая на различные этапы неравное время, тем более, что в основном время занятий отводится на самостоятельную работу учащихся.

Цель: создать пластический образ морского животного - кита.

Задачи:

Образовательные:

  1. изучение конструктивно-пластического строения морского животного в основных характеристиках;
  2. выполнение объёмной фигуры животного на основе анализа форм;
  3. изучение приемов передачи конструктивно-пластических особенностей и пропорций формы в твердом традиционном материале специальными инструментами;
  4. грамотное использование цвета и формы заготовки при выполнении работы.

Развивающие:

  1. развитие логического и объемно-пространственного мышления;
  2. закрепление общего способа действий по выполнению скульптурной миниатюры;
  3. дальнейшее развитие умения технологически грамотно осуществлять процесс выполнения мелкой пластики в традиционном материале (распиловка заготовки, предварительная обработка формы фрезами, моделирование скульптурной формы борами, шлифовка шкуркодержателем, полировка на войлоке вручную);
  4. формирование умения осознанно использовать пластические и эстетические свойства природного материала;
  5. развитие навыков выполнения объёмной резьбы;
  6. развитие навыка работы инструментами: фрезами и насадками по кости.

Воспитательные:

  1. воспитание таких личностных качеств, как целеустремленность, критичность, умение объективно оценивать свою работу;
  2. развитие умения планировать процесс выполнения работы, проводить самоконтроль и самооценку;
  3. воспитание эстетического отношения к окружающей действительности.

Тип занятий: формирование умений и навыков.

Вид занятий: практические.

Основные методы: словесные, наглядные, практические, проблемное изложение, аналитическое изучение натуры.

Оборудование: для учащихся: основные – электромотор, заготовка клыка моржа согласно размеру объемной пластической модели (эскизу), фрезы, боры, насадки, индивидуальный стол, наглядные пособия: таблицы "Выполнение миниатюры «Кит» (этапы 1 – 44), зарисовки китов (таб. 1-2), учебный фильм, вспомогательные – выполненные учащимися ранее эскизные зарисовки китов в различных положениях, предварительно выполненная объемная пластическая модель (эскиз).

Для преподавателя: основные – электромотор, клык моржа размером  20х20х100, фрезы, насадки, индивидуальный стол для демонстрации приемов выполнения объёмной формы, компьютер, проектор.

Ход изучения материала.

Вводная беседа.

Преподаватель объявляет учащимся тему занятия, цель и ставит образовательные задачи.

Анализ задания.

В беседе с учащимися (вопрос-ответ) происходит закрепление знаний о форме тела животного: обращается внимание на форму тела кита, проводится детальный анализ его пластических особенностей на основе анатомического строения.

Проводится краткая беседа, направленная на понимание важности подробного анализа формы животного (на основе геометрического формообразования); в беседе акцентируется универсальность такого анализа. Во время беседы используется наглядное пособие с демонстрацией анализа формы животного на основе геометрических тел, которое выполняется в процессе объяснения.

При анализе форма тела животного сравнивается с определённой геометрической формой. Также рассматриваемая форма может быть представлена в виде нескольких геометрических форм (в частности, при выполнении набросков на предыдущем занятии выделялись такие, как два овала, конус и шар при изображении кита). Применяя сочетание найденных геометрических форм, конкретизируя их и уточняя имеющиеся отклонения, можно придать животному реальные очертания.

Характерные особенности тела кита:

форма туловища вытянутая, небольшое сужение шеи, плавно  переходит в  голову;

передние конечности кита – ласты – половина длины головы, крепятся по бокам грудной клетки ниже основания шеи, кит использует их при передвижении и поворотах;

хвостовой плавник кита  –  с широким основанием, крепится по бокам завершения туловища в горизонтальной плоскости, используется как руль при погружении или всплытии;

голова большого размера, размер - приблизительно треть длины всего тела животного, шея короткая;

туловище кита покрыто гладкой кожей.

Педагог обращает внимание учащихся на наглядные пособия (таб. 1-2) и напоминает, что методы и принципы построения реалистического изображения природной формы являются основополагающим в работе над изображением кита, его конструктивной сущности. Сложная задача изображения фигуры кита и передачи его основных пропорций требует использования основных принципов и методов построения изображения.

Педагог акцентирует внимание учащихся на необходимости выявления в первую очередь основных частей будущей работы, приближенных к геометрическим формам, с учетом пластики фигуры, а также с учетом того, что форма еще будет уточняться в процессе работы и станет меньше по объему (необходимо учесть «припуск», чтобы не ограничивать собственную свободу действий при обработке заготовки); только затем следует правильно определить большую форму кита, границы раздела головы, шеи, груди, хвостовой части туловища и расположения передних и задних ласт хвоста.

Учащимся демонстрируется учебный фильм с комментариями педагога, сначала полностью, затем с остановкой на каждом кадре. Проводится обсуждение метода выполнения объёмной фигурки кита, исходя из проведенного ранее анализа формы.

Также внимание учащихся обращается на технологию резьбы. Для обработки большой формы (с 1 по 15 этап выполнения работы) используется крупная фреза цилиндрической или конической формы с винтовой нарезкой зуба, в зависимости от особенностей формы; такая фреза способствует мягкой, плавной обработке поверхности (поверхность получается достаточно гладкой, не вырываются большие куски материала). Далее, при обобщении и уточнении формы с выявлением крупных деталей и пластических линий формы (16 - 23 этапы), используются фрезы с более мелким зубом конической формы с винтовой нарезкой зуба, которые позволяют обрабатывать детали, выполнять более тонкую обработку сложных поверхностей. Далее, для окончательной моделировки и уточнения деталей (24 – 28 этапы), применяются тонкие боры толщиной не менее 1 мм и фрезы с формой линзы с нарезкой зуба звездочкой диаметром не менее 1 мм. Шлифовка изделия  (29 – 35 этапы) выполняется насадками: камешками формы «пулька», окончательная обработка осуществляется в два приема – сначала резинками крупной фракции, затем финишной резинкой. Полировка изделия (36 – 44 этапы) выполняется войлочной насадкой диаметром 20 мм с использованием шлифовочной пасты.

Демонстрация выполнения работы педагогом.

  1. Обозначить форму заготовки, соответствующую размерам и параметрам будущей миниатюры, произвести первичную обработку поверхности.
  2. Определить пластику будущей миниатюры. Размер кита должен быть соразмерен величине  пластилинового эскиза (равного или чуть меньшего размера), что позволит в дальнейшем производить уточнения при выполнении задания.
  3. Передать общие пропорции кита в форме куска клыка моржа. Обратить внимание на пластику формы.
  4. Ориентируясь на опорные точки поверхности кита, необходимо наметить границы формообразования фигуры. При этом одним из важнейших условий является то, что при обозначении нужно строго придерживаться характерных пропорций формы тела кита. Рассматривая кита как объемно-пространственную конструкцию, можно убедиться, что все его части, подобно конструкции обычных геометрических тел, определяются взаимным распо­ложением плоскостей в пространстве.
  5. Определить положение общей линии движения тела кита. При вырезании фигуры учащимся следует наметить линию, которая соединяет основные части формы, что поможет соблюсти пластику тела кита и определить местоположение конструктивных точек и линий.
  6. Определить границы больших масс кита (голова, шея, туловище, передние конечности (ласты) и хвостовой плавник). Обозначая обобщённую конструктивную форму кита, внимательно изучая закономерности строения ласт, следует ориентироваться на характерные выступы - опорные точки, которые находятся на основных частях фигуры (грудина, хвостовое окончание туловища).
  7. Обобщить конструктивную форму кита в выбранном ракурсе, уточнив пространственное положение деталей фигуры и их форму. При этом необходимо сверить своё изделие с эскизом.
  8. Окончательная моделировка формы фигуры, обработка поверхности клыка, уточнение деталей.
  9. Шлифовка изделия насадками, вначале с крупной фракцией, в завершении финишной резинкой.
  10. Полировка изделия пастой.

Преподаватель демонстрирует процесс выполнения фигуры кита согласно выявленным этапам, с выполнением технологических требований:

Педагог ведет работу на одной заготовке, с тем, чтобы как можно нагляднее представить возможности выбранного способа резьбы. При необходимости можно чередовать показ педагогом конкретного этапа и выполнение этого этапа в работах учащихся, с дальнейшим объяснением следующего этапа и т.д. Такой показ дает возможность подробнее остановиться на особенностях каждого этапа, разъяснить способы выполнения резьбы с передачей объема, показать приемы работы по кости, ознакомить обучаемых с вариантами проверки правильности выполнения собственной работы (передачи пропорций, пространственного положения форм, грамотности владения фрезами и насадками).

Самостоятельная работа учащихся.

После выполнения резьбы педагогом (его очередного этапа) учащиеся приступают к самостоятельной работе. Во время работы учащихся преподаватель должен обратить внимание на следующие моменты:

  • грамотность определения масштабов изображения, его положения в границах заготовки клыка моржа;
  • грамотность передачи движения фигуры кита в объёме и ее пропорций;
  • соблюдение последовательности работы, указанной педагогом;
  • соблюдение качественных характеристик каждого этапа;
  • грамотное использование приемов измерения пропорциональных отношений фигуры кита;
  • грамотную работу фрезами и насадками;
  • обязательное исправление неточностей и ошибок в учебной работе (желательно, чтобы учащийся самостоятельно определял ошибки в работе при помощи наводящих вопросов преподавателя, сравнивая свою работу с эскизом и таблицами);
  • использование приемов и способов резьбы, продемонстрированных преподавателем.

Итоги занятия.

Общий просмотр всех работ, их обсуждение, исходя из поставленных задач. Отметить достоинства работ учащихся, указать на характерные ошибки (общие и индивидуальные) в процессе работы, пути их предотвращения.

tab1

tab2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

 

Видеопособие к Методической разработке урока «Выполнение миниатюры «кит» для 3 класса предпрофессиональной программы «Декоративно-прикладное творчество (резьба по кости)» В.В. Коваля можно посмотреть в рубрике «Видеопосбия».