Технология изготовления саг'уяк – традиционного музыкального инструмента эскимосов села Сиреники Провиденского района

(материал собран во время фольклорно-этнографической экспедиции в 2010 году, записан от мастера Пави Николая Петровича)

В прошлом у эскимосов села Сиреники в каждом доме был свой личный музыкальный инструмент – саг'уяк. На семейных торжествах, когда приходили гости, на нем играли члены семьи. Только на большие праздники, когда все жители собирались на улице, каждая семья выносила из дому свой саг'уяк. Вокалисты усаживались вместе и аккомпанировали песням и танцам своих односельчан.

Процесс изготовления саг'уяка был продолжительным и трудоемким. Мастер, полагаясь на опыт, интуитивно определял качество обработки каждой детали саг'уяка. Из подручных инструментов у него были чистая доска шириной 80 см, длиной 100 см и скребок. На доске раскладывали сырье для саг'уяка – моржовый желудок. А скребок использовался для снятия жировой пленки с желудка. Для изготовления скребка брали часть основания моржового клыка, отмеряли нужную длину, спиливали и стачивали конец клыка наискосок.

Перед началом работы мастер готовил крепежные нитки. Он брал китовые сухожилия, разделял их на тонкие волокна и скручивал. Сплетая несколько скрученных ниток косичкой, получал одну крепежную нить.

Исходным материалом для обода служил ус гренландского кита. Ус помещали в емкость с пресной водой и оставляли на 2-3 дня. Хорошо вымоченный ус после просушки обрабатывали ручным способом. Шлифуя ус, мастер отделял маленькие пластины до тех пор, пока заготовка не приобретала нужные длину, ширину и толщину. Края уса тонко стесывались. По всей длине обода острым ножом вырезался тонкий желоб, на который при натяжке мембраны накладывалась крепежная нить (сейчас используется капроновая веревка). Следующий этап включал в себя заготовку обода: его гнули, придавая круглую форму. Заостренные концы обода закреплялись ремнями и в таком виде оставляли на несколько дней. После на месте стыка стесанных концов обода, просверливали две-три маленькие дырочки . продергивая китовые сухожильные нитки через дырочки, мастер закреплял концы обода так, чтобы они тонкими краями накладывались одна на другую.

Если китового уса не было, то обод изготавливался из плавника лиственницы. Плавник помещали в емкость с горячей водой, обрабатывали поверхность края, а затем гнули.

Рукоятка - туг'умик изготавливалсь из дерева. На рукоятке вырезали небольшой паз, который вставляли на место стыка концов обода и закрепляли к ободу нитками из китовых сухожилий.

Желудок добытого моржа осторожно вытаскивали, выворачивали и прополаскивали. Раскладывая желудок на доске, скребком счищали с него жировую пленку с наружной стороны, а затем переворачивали и счищали с внутренней стороны. Пленка должна быть чистой, без единой жировой прожилки, иначе и дальнейшей ее обработке начнутся трудности: она могла сгнить, либо не натянуться на обод. Сушили желудок на улице до тех пор, пока мастер не определял его готовность.

По-эскимосски высушенная мембрана называется - сиг'ынак. Перед натяжкой на обод ее снова помещали на несколько минут в емкость с пресной водой.

По словам мастера, помещать готовую мембрану в соленую воду нежелательно, т.к. ее качество ухудшится и при непогоде она сразу отсыреет.

Затем мембрану в мокром виде накладывали поверх обода, вырезали по контуру и обтягивали крепежной нитью из китовых сухожилий или капроновой веревкой. Мембрану хорошо и сильно натягивали.

Ударная палочка-мумик изготавливалась из уса гренландского кита. Дли ее должна быть больше диаметра саг'уяка.

Один конец палочки стесывали наискосок, шлифовали и получали тонкий наконечник. Ударная сила такого наконечника извлекала звонкий звук и не вала мембрану. Второй конец палочки обматывали ремешками из нерпичьей шкуры.

Для извлечения звуков разной высоты использовали два приема: первый – сагуяк держали мембраной наверх и тонким концом палочки стучали по ободу, звук получался тихий и отчетливый, второй – сагуяк держали мембраной вниз и стучали по мембране, звук получался резкий и громкий.

Техника владения палочкой достигалась практическими занятиями. Рука с ударной палочкой должна быть свободной в движении и направлять удар по мембране так, чтобы палочка ударялась плашмя. Необходимость такой манеры игры объясняется тем, что процесс обработки был трудоемким, и если появлялась хоть маленькая дырочка, мембрана становилась непригодной.

Инструмент хранился в прохладном месте в подвешенном состоянии. Когда приходила пора играть нас саг'уяке, мембрану обязательно сбрызгивали водой. Во влажном состоянии саг'уяк издавал звуки разной высоты. Пересохшая мембрана издавала резкий звук высокой тональности, который перебивал голос певца.