История Уэленской косторезной мастерской

Подготовлено заведующим сектором искусства северной Азии Государственного музея Востока, кандидатом исторических наук Михаилом Моковичем Бронштейном и директором автономного учреждения Чукотского автономного округа «Центр развития народных промыслов «Уэленская косторезная мастерская» Валерием Николаевичем Ныпевги.

Коса Уэлена. Фото: А. Степанова.

 

Уэленская косторезная мастерская – старейшее художественное предприятие современной Чукотки. Созданная в 1931 году, она на протяжении 80 лет объединяет народных художников, резчиков и граверов по кости, и вносит решающий вклад в сохранение такого уникального исторического и художественного явления, каким является косторезное искусство чукчей и эскимосов.

Резьба и гравировка по кости возникла у коренных жителей Чукотского полуострова задолго до открытия Уэленской косторезной мастерской. По данным археологии уже в I тысячелетии до нашей эры на побережьях Берингова пролива, в том числе непосредственно на территории Уэлена и поблизости от него, жили люди, в совершенстве владевшие этим сложным искусством. Найденные археологами наконечники гарпуна, головки гарпунного древка, украшения, амулеты – изготовлены они были, главным образом, из клыка моржа – считаются в наши дни подлинными шедеврами первобытного искусства.

Традиции художественной обработки моржовой кости сохранялись у морских зверобоев Чукотки и в более позднее время. В музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Парижа, Нью-Йорка хранятся многочисленные произведения косторезного искусства чукчей и эскимосов, созданные в XVII-XVIII веках.

В середине XIX столетия традиционная работа с костью получила на Чукотке новое направление. С 1850-60-х годов частыми гостями в чукотских и эскимосских прибрежных селениях стали русские и американские китобои и торговцы. Изделия из такого красивого и прочного материала, как клык моржа, привлекли внимание приезжих, и местные жители начали изготавливать для них фигурки полярных животных, курительные трубки, шпильки для волос. В конце XIX века на Чукотке появились и такие уникальные, неизвестные ни в одном другом арктическом регионе произведения изобразительного искусства, как цельные моржовые клыки, покрытые сюжетной гравировкой – сценами из жизни морских охотников и оленеводов. Начиная с этого периода, удаленного от наших дней более чем на сто лет, можно уверенно говорить о сложении на Чукотке народного художественного промысла: резьба и гравировка по моржовой кости.

Косторезный промысел чукчей и эскимосов продолжал развиваться и в начале ХХ века. В 1920-х годах во многих поселках на побережьях Берингова и Чукотского морей стали возникать сезонные бригады резчиков и граверов. Одними из первых создали такую бригаду уэленцы, одними из первых они начали преподавать косторезное дело в местной школе, а спустя еще несколько лет в Уэлене открылась первая на Чукотке косторезная мастерская.

Уэленская косторезная мастерская. Фото: В. Ныпевги.

К концу 1930-х годов «Уэленская косторезка» стала центром народного искусства чукчей и эскимосов. Здесь проходили стажировку художники из соседних с Уэленом поселков – Дежнева и Наукана. Резчики и граверы Уэленской мастерской сформировали особый художественный стиль. Его отличительными чертами были доскональное знание северной природы, быта и обычаев народов Арктики, умение создать выразительные образы полярных животных, а также выявить в своих произведениях природную красоту моржового клыка. В 1937 году работы уэленских косторезов экспонировались в Москве, в Государственной Третьяковской галерее. Эта выставка произвела подлинную сенсацию. Благодаря народным художникам Уэлена, мир практически впервые узнал о том, что на северо-восточной оконечности Азии, на «краю света», существует глубоко самобытное искусство, живут мужественные и талантливые люди.

Незаурядные художественные способности уэленцев, их трудолюбие и верность национальным традициям, обусловили сохранение косторезного промысла и в годы Великой Отечественной войны, и в не менее тяжелое послевоенное время. Со второй половины 1950-х годов на Чукотке начался новый подъем косторезного искусства. Работы уэленских резчиков и граверов вновь появляются на художественных выставках в Анадыре, Магадане, Москве. В 1960-80-х годах созданные в Уэлене гравированные клыки и скульптуры из моржовой кости получают еще более широкую известность, их охотно приобретают крупнейшие художественные и этнографические музеи, изделия Уэленской косторезной мастерской становятся символом Чукотки, ее своеобразной «визитной карточкой».

1990-е годы, ставшие на Крайнем Севере годами глубокого кризиса в экономике и развитии косторезного искусства, принесли народным художникам Уэлена испытания, сопоставимые по своей тяжести с тем, что выпало на долю их предшественников в 1940-х годах. Резчикам и граверам подолгу не платили зарплату, в Уэленской мастерской постоянно отключали отопление и свет. Косторезный промысел уэленцев был поставлен, казалось, на грань исчезновения, однако и в этот исключительно трудный период они нашли в себе силы сохранить художественное наследие своих талантливых предков.

В настоящее время в Уэлене по-прежнему изготавливают из кости скульптуры и украшения, выполняют сюжетную гравировку на моржовых клыках. Резьбой занимаются такие опытные мастера как: Александр Игнатовский, Максим и Василий Эргиро, Андрей Сейгутегин, Валерий Ныпевги. Каждого из них в 1970-80-х годах обучал косторезному искусству заслуженный художник РСФСР, лауреат премии им. И. Е. Репина Иван Сейгутегин, который в свою очередь был учеником первых косторезов Уэленской мастерской, работавших в 1930-40-х годах.

Ведущий мастер-косторез Александр Игнатовский. Фото: В. Ныпевги.

Ведущий мастер-косторез Максим Эргиро за работой. Фото: В. Ныпевги.

Ведущий мастер-косторез Василий Эргиро. Фото: В. Ныпевги.

Ведущий мастер-косторез Андрей Сейгутегин. Фото: В. Ныпевги.

Среди резчиков современного Уэлена есть ученики и другого прославленного мастера Григория Татро, начавшего свой творческий путь в 1960-е годы. Это Юрий Ачивантин, Григорий Нутек, семья Эйнесов.

Ведущий мастер-косторез Григорий Нутек. Фото: В. Ныпевги.

Мастера  Евгений Эйнес и Николай Эчьек. Фото: В. Ныпевги.

Граверами в Уэленской мастерской работают в наши дни, как это повелось еще с 1930-40-х годов, в основном женщины. Многие из них, как, например, Зоя Гемауге и Наталья Гоном, работают в традициях самых известных мастериц середины ХХ века, заслуженных художников России Елены Янку и Галины Тынатваль. Ученицами талантливого мастера 1960-90-х годов Елены Илькей, продолжательницами ее художественных приемов являются Марина Эргиро, Евгения Кейнон, Кира Аккай.

Гравер Марина Эргиро на уроке в ДШИ с. Уэлен. Фото: В. Ныпевги.

Наряду с резчиками и граверами, чьи произведения уже не раз экспонировались на выставках, приобретались государственными и частными музеями, есть сегодня в косторезной мастерской Уэлена и молодые художники, в том числе выпускники филиала Провиденского СПУ-2, получившие специальность «косторез». Уэленская мастерская и сама занимается обучением косторезному промыслу, привлекая поселковую молодежь, необеспеченную работой.

Юный косторез Евгений Нутек. Фото: В. Ныпевги.

Молодой гравер Александра Вакатгиргина. Фото: В. Ныпевги.

С 2010 года резчики и граверы Уэленской косторезной мастерской перешли на новую форму организации художественной деятельности – индивидуальное предпринимательство. Возможность самостоятельно планировать рабочее время имеет большое значение для народных художников, особенно в весенне-летний период, когда мужчинам необходимо ежедневно выходить в море на охоту, а женщинам собирать в тундре травы и коренья на зиму.

Индивидуальные предприниматели в цехе Уэленской косторезной мастерской за работой. Фото: В. Ныпевги.

Положительными итогами в деятельности Уэленской косторезной мастерской в наши дни можно также считать установление контактов с различными художественными центрами как в нашей стране, так и за рубежом и успешное участие уэленцев в федеральных выставках «Народные художественные промыслы России», которые с 2001 года постоянно проходят в Москве. На этих выставках, где экспонируются работы художников из большинства российских регионов, регулярно проводятся конкурсы, в которых произведения уэленского косторезного искусства неизменно получают высокую оценку специалистов.

Очевидные успехи, достигнутые резчиками и граверами Уэлена в 2000-е годы, не должны, вместе с тем, создавать ощущение, что все трудности преодолены и решены все проблемы. История художественных промыслов Центральной России и зарубежных стран свидетельствует о том, что в условиях глобализации, когда стремительно уходит в прошлое традиционная культуре и разрушаются традиционные хозяйственные связи, народное искусство не может полноценно развиваться без поддержки государственных структур. Не вызывает сомнений, что работа народных художников только тогда может быть полезной для общества, когда они приложат максимум усилий для сохранения национальных художественных традиций, а государственные органы окажут им максимальную помощь. Сотрудничество народных художников и государства в сфере сохранения и развития национального искусства, особенно если речь идет об искусстве коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, как показывает отечественный и зарубежный опыт, за короткое время дает ощутимые положительные результаты для обеих сторон.

Презентация об истории Уэленской косторезной мастерской. Подготовлена старшим научным сотрудником ГБУ Чукотского автономного округа «Музейный Центр «Наследие Чукотки» Алексеем Дашинымскачать