История развития народных художественных промыслов Чукотки

Автор: научный сотрудник сектора комплексного изучения Чукотки лаборатории истории и экономики Северо-Восточного комплексного НИИ Дальневосточного отделения РАН Вуквукай Надежда Ивановна.

Духовные богатства – это исторические ценности, созданные народом, они постоянно приумножающиеся новыми произведениями искусства, образующими единый целостный процесс развития культуры. Особое место в этом процессе занимает народное декоративно-прикладное искусство, та область художественно-практической деятельности человека, в среде которой создаются своеобразные художественные предметы, отмеченные неповторимостью форм и декоративного убранства.

Относительная изолированность народов Крайнего Северо-Востока обусловила особую устойчивость уклада жизни, что и отразилось на развитии художественной культуры, сохраняющей прочные связи с искусством древних времен. В конце XIX века расширяющиеся контакты аборигенов Чукотки с развитыми цивилизациями нарушили присущую их укладу гармонию духовной и практической деятельности. Это привело к изменениям в содержании искусства, в результате чего резьба по кости и шитье по меху, существующие как давно сложившиеся определенные виды народного творчества, постепенно приобретают значение художественного промысла. Неуклонно следуя традиции, в кругу предметов, по-прежнему связанных с религиозными представлениями и бытом, мастера активно ищут новые средства и формы воплощения, обусловленные иным характером изделий, предназначенных для сбыта и обмена.

На территории Чукотки первопроходцами в налаживании торговых отношений с приезжим населением во второй половине XIX века были жители побережий Берингова и Чукотского морей. Нашли товарный спрос меховая и кожаная одежда, обувь, изделия из кости моржа. Костяные изделия покупались американскими китобоями, торговцами и русскими старожилами с р. Анадырь.[1] Устные свидетельства жителей побережья (С.А. Тагъёк (Сиреники), В.К. Вэк’эт, Келелейвын'э (Уэлен)) дают представления о важности такого рода обмена на протяжении последних столетий. Так, обнаруженный американцами в 1876 г. новый вид кита Bolaena Mistuitus в северных морях, стал судьбоносным для  группы охотников из селения Уэлен из рода тапк’аралъыт. После продажи уса гренландского кита семьи этого рода переходят в разряд зажиточных[2].

Местная промышленность

Период кардинальных политических и социально-экономических преобразований на Чукотке в XX веке стал определяющим в организации художественного промысла. Жизненность древних традиций и новые благотворные условия обеспечили подъем всех видов народного творчества в самое короткое время. Жители далекой Чукотки издавна славились умением обрабатывать кость моржа. В конце 20-х годов ХХ в. произведения чукотских мастеров начинают представляться на всесоюзных выставках, получают широкую известность и высокую оценку. Осознание мастерами общественной значимости своего национального искусства оказало большое влияние на его дальнейшее развитие.

Начиная с 1930 г. художественный косторезный промысел стал планомерно развиваться и оснащаться техникой, что создавало возможность образования прочной базы становления и расцвета народного изобразительного искусства.

На начальном этапе организации и развития художественного косторезного промысла во многом содействовал уполномоченный Чукотского интегралсоюза Тарасов. В 1932 г. он создал пять так называемых артелей по костизделиям с персоналом в 75 человек. Эти артели состояли в основном из сезонных работников пяти колхозов – Чаплино, Сиреники, Наукан, Дежнева и Уэлена. В 1936 г. в чукотских и эскимосских селениях промыслом занималось уже 135 человек.

Еще в 1931 г. в Уэлене была создана стационарная косторезная мастерская, что позволило приступить к планомерной и систематической подготовке косторезов. Школьники, проявлявшие способности к косторезному мастерству, занимались в группе, руководимой комсомольцем Тукаем.

Тукай. Фото из архива Музейного Центра «Наследие Чукотки».

Подобная группа была создана и в Чаплино, где работой руководил Майна. Уэленская косторезная мастерская стала центром развития чукотско-эскимосского изобразительного искусства. Именно в резьбе по кости наиболее ярко выразились художественная одаренность чукчей и эскимосов.

Уже в начале 1930-х годов Научно-исследовательский институт художественной промышленности (НИИХП) в содружестве с народными мастерами разрабатывает специальную программу сохранения и развития древних традиций самобытного искусства народов Чукотки. Руководство промысла ориентировало мастеров на создание высокохудожественных изделий. Основную продукцию в 30-е годы составляли клыки с гравированными рисунками и рельефной резьбой, скульптурные изображения животных, уделялось внимание экспериментальной работе по созданию новых видов изделий.

Челюскин. Фото из архива Музейного Центра «Наследие Чукотки».

Оленный поезд. Фото из архива Музейного Центра «Наследие Чукотки».

На протяжении всего времени сотрудничества мастеров косторезной мастерской и ученых НИИХП создавались альбомы, показывающие наиболее интересные археологические материалы чукотского и эскимосского искусства, резную кость Чукотки XIX - начала XX вв., лучшие работы мастеров резьбы и гравировки по кости советского времени. Эти материалы представляют подлинную сокровищницу мастерства, своеобразный музей в фотографиях, служат школой для современных резчиков и граверов. Уникальным источником для творчества  является коллекция Уэленской косторезной мастерской, насчитывающая более 2 500 экспонатов. Чукотка славится традиционным косторезным промыслом. Уэлен, расположенный у мыса Дежнева – исторически сложившийся центр чукотско-эскимосского косторезного искусства.

Поселение Наукан, Мыс Дежнёва. Карта-схема объекта культурного наследия «Памятник Дежнёву Семёну Ивановичу». Фото из архива отдела государственной охраны объектов культурного наследия Департамента образования, культуры и молодежной политики Чукотского автономного округа.

Мыс Дежнёва. Фото из архива отдела государственной охраны объектов культурного наследия Департамента образования, культуры и молодежной политики Чукотского автономного округа.

Сегодня косторезный промысел на Чукотке – неотъемлемая и самобытная часть художественно культуры. Древнему ремеслу обучаются дети в школах искусств, Чукотском многопрофильном колледже, где им преподают основы мастерства опытные резчики.

Талант мастеров декоративного оформления предметов быта проявляется и в таком виде художественного творчества как работа с мехом и кожей. Мех нерпы, лахтака, оленя употребляется для изготовления одежды и различных бытовых предметов. Искусство обработки меха и кожи достигло у чукчей и эскимосов таких высот, что им могут позавидовать многие народы. Вплоть до начала XIX века эскимосские женщины изготавливали парки из птичьих шкурок. Старинные чукотские орнаменты выполнялись не только нитями, полученными из сухожилий оленя, но тончайшими, прозрачными пленками, снятыми с птичьих перьев. Важным элементом декора были белоснежные полоски кожи, выделанной из трахей птиц и собак.

Реализация изделий прикладного характера приезжему населению являлась существенным источником натурального дохода для приморских жителей до 70-х годов XX века, т.е. весь период социализации хозяйств Чукотки. Самым активным временем сбыта таких изделий был навигационный период, когда корабли с «генгрузом» подходили к береговым селам и, местное население имело возможность реализовать свои поделки. Популярностью пользовались изделия из меха, предметы бытового назначения сувенирного характера, изделия из кости. Женщины готовились к навигации основательно, заготавливали изделия в больших количествах. Внимание приезжих привлекали вещи яркие, необычные и мастерицы наловчились изготавливать воротники и береты из головного меха очковой гаги «лылэкэли» и гаги-гребенушки «ек’агатле» (Уэлен, Наукан).

Рисунок. Женские и детские шапки из шкурок птиц. Фото из архива Музейного Центра «Наследие Чукотки».

Также пользовались спросом безрукавки и береты из меха суслика (евражки), этот мех был красивым и легким в обработке (Сиреники). Не меньший интерес вызывали у покупателей меховые ковры, выполненные из меха кольчатой нерпы и крылатки. Ковер из трех шкур нерпы с накладными кармашками из утиных мордочек выглядел эффектно, если при этом вышивка выполнена подшейным волосом оленя. Но неоспоримым первенством пользовались меховые тапочки.

Ковер из трех шкур нерпы с накладными кармашками из утиных мордочек. Фото из архива Музейного Центра «Наследие Чукотки».

В 40-50-е годы за пару тапочек выручали от 3-х до 5-ти руб., на которые можно было купить плитку чая, кусок масла и курево. От 10-ти до 20 пар тапочек уходили «в лёт» за одну навигацию, заказы поступали дополнительно, и пока судно стояло на рейде, женщины старались этот заказ выполнить.

Проблема трудовой занятости коренного населения кардинально начинает меняться с IX пятилетки (1971-1975 гг.). Во всех колхозах и совхозах округа создаются мастерские по пошиву меховой и летней одежды, обуви, головных уборов и других изделий. В 1972 г. в Уэленской косторезной мастерской «Северные сувениры» им. Вуквола было организовано отделение по художественной обработке меха. Мастерицы начинают шить ковры, мячи, тапочки, торбаза, национальные пояса, чехлы для ружей, детские жилеты, сумки, кошельки, пуфы.

Мяч мастерицы Имаклек, 1976 год. Фото из архива Музейного Центра «Наследие Чукотки».

Мяч, автор Воловик, 2003 год. Фото из архива Музейного Центра «Наследие Чукотки».

Тапочки. Фото из архива Музейного Центра «Наследие Чукотки».

Их изготавливали из традиционных для Севера материалов, украшали национальными орнаментами, особенно была распространена вышивка оленьим волосом, аппликации из меха и кожи, различные виды плетения, мозаичные узоры. Работы мастериц пользовались спросом. Перечень товаров народного потребления Уэленской мастерской на конец XI пятилетки составлял 60 наименований изделий из кости и меха. Почти вся ее продукция – сувенирные изделия, которые реализовывались не только внутри страны, но и за рубежом.

Вопросы сохранения и развития народных художественных промыслов народов Чукотки в социалистический период развития округа не ставились конкретно, но подразумевались при решении вопросов производства товаров народного потребления. В годы X-XI пятилеток местная промышленность округа по-прежнему была представлена двумя сравнительно крупными  предприятиями: Провиденским кожевенным заводом и Уэленской косторезной мастерской «Северные сувениры» им. Вуквола. Кроме того, в округе действовали районные бытовые комбинаты и сельские пошивочные мастерские, производившие различные изделия народного потребления, в том числе и сувенирную продукцию. В системе народного образования Чукотского АО действовали программы профессиональной ориентации, в соответствии с которой в национальных селах действовали кружки прикладного искусства и достижения детского творчества демонстрировались на различных культурных мероприятиях и детских праздниках.

В период наивысшего экономического подъема Чукотского автономного округа прикладное искусство не считалось предметом дохода для населения, а только фактором развития в эстетическом плане.

Эйн’эв

Проблемы развития художественных промыслов впервые начали обсуждаться сотрудниками Научно-методического центра Окружного отдела культуры в середине 80-х годов. По инициативе Екатерины Рультынэут было создано общественное объединение «Эйн’эв», под эгидой которого сформировался одноименный фонд. Целью деятельности фонда стало возрождение традиционного искусства, поддержка деятельности народных мастеров.

Екатерина Александровна Рультынэут. Фото из семейного архива Е.А. Рультынэут.

С легкой руки Екатерины Александровны начала работать творческая лаборатория при Научно-методическом центре, где готовили руководителей-преподавателей для организации кружковой работы при школах и клубах округа. Было сделано два выпуска преподавателей, которые и сейчас работают в национальных селах.

Для демонстрации достижений развития художественных промыслов на Чукотке окружным отделом проводится фольклорный фестиваль «Эргав», на котором впервые был организован аукцион меховых изделий. Аукцион проводил Дмитрий Ледовской. Больше всех продали изделий Елены Теплилек из Чукотского района, у нее оказалось много простых, недорогих вещей (один покупатель решил, что это изделия детей и решил купить их оптом).

Большую роль в популяризации изделий художественных промыслов играло участие мастеров на международных художественных выставках. Участие в работе всемирного Совета по народным промыслам вовлекало все больше новых имен в сферу народных промыслов. Впервые участвовали в аукционе-выставке Алешин из села Тавайваама с поделками из дерева, Алексеев из Уэлькаля с уникальной работой из дерева Ворона Кутхы, курящего трубку и прекрасным парусником из кости моржа. Все вырученные средства от продаж художественных произведений направлялись в поддержку деятельности мастеров.

Необходимость сохранения и развития творческого потенциала населения Чукотского автономного округа стала основополагающей в организации Национального колледжа искусств в 1994 году, где начали готовить профессиональных преподавателей декоративно-прикладного искусства для сельских школ Чукотки.

Период деятельности фонда «Эйн’эв» совпал с периодом определения административной самостоятельности Чукотского автономного округа (1992 г.). Прекратили функционировать механизмы хозяйственной деятельности, сформированные исполнительным комитетом Магаданского областного Совета народных депутатов. Например, для того чтобы предприятия местной промышленности и бытового обслуживания не испытывали нужды в сырье для промышленной переработки и пошива изделий, пользовавшихся спросом у населения, Магаданский облисполком своим решением от 13 февраля 1970 г. обязал торговые и заготовительные организации реализовывать оленьи шкуры и камуса только перерабатывающим предприятиям местной промышленности. С отделением Чукотки от Магаданской области многие договора потеряли силу действия. Соответственно прекратилось снабжение сырьем районных бытовых комбинатов. Усугубилось положение совхозов с прекращением кредитования с 1995 года Агропромбанком, в свою очередь мехпошивочные мастерские перестали снабжаться сырьем и труд мастериц стал невостребованным. Остро встал вопрос трудовой занятости людей в сельской местности.

Период деятельности фонда «Эйн’эв» был решающим в истории развития художественных промыслов на Чукотке, и являлся своего рода переходным моментом вовлечения местного населения в новый этап товарно-денежных отношений.

Это время стало началом нового этапа в истории формирования декоративно-прикладного искусства на Чукотке. На предыдущем этапе деятельность промысловиков, так или иначе, поддерживалась государством или общественными организациями, в новых же экономических условиях прикладное искусство приняло формы кустарного промысла.

Стимулом развития кустарного промысла являлся приток туристов в некогда закрытую зону северо-востока России. Искусство арктических культур всегда было недосягаемо для цивилизованного мира, этим и объяснялся спрос сувенирной продукции на всемирных выставках. Но для формирования спроса необходим был приток предметов декоративно-прикладного искусства в окружной центр. Специальной организационной деятельности в этом направлении в округе не было предусмотрено.

Художественная галерея

Союз художников Чукотки обратился в Управление культуры ЧАО с предложением организации выставки своих работ (2000). Для этих целей на базе государственного Центра охраны и реставрации памятников истории и культуры Чукотского автономного округа открыта художественная галерея (Галерея), директором которой стала Мосолова Нина Павловна. Первая выставка была посвящена графическим миниатюрам Ларисы Тамсон, на второй выставке представлялись работы модельера–художника Веры Гавриловой. Выставки были восприняты горожанами и приезжим населением как глоток свежего воздуха. Таким образом, была достигнута цель организаторов галереи: представить художественное искусство Чукотки и объединить мастеров. Такие выставки стали не только источником вдохновения мастеров, но и возможностью реализовать свои труды. И тут появилась идея также выставлять творчество мастеров художественных промыслов с реализацией изделий на месте.

Реализовать идею выставки народных промыслов в 2000 году помогли два немаловажных события для округа: 70 лет ЧАО и инаугурация Р. Абрамовича. Потребность в сувенирной продукции была ощутима высокая. В ходе мероприятий были реализованы все изделия и сувенирного и прикладного характера.

Деятельность художественной Галереи имеет большое значение в развитии художественно-прикладного искусства Чукотки. Благодаря работе коллектива Галереи Чукотка узнала имена многих талантливых мастеров. Впервые в округе были показаны работы современной Уэленской косторезной мастерской, чья продукция ранее вывозилась только на выставки всесоюзного масштаба. Необычная техника исполнения предметов из оленьего рога и скелетной кости Константина Добриева завоевала всеобщее внимание и восхищение. Его талантливые работы точно выражают и юмор, присущий северным народам, и национальный колорит.

Популярность художественной галереи к 2002 году выросла настолько, что выставки планировали уже на три года вперед. Более 80-ти человек изъявили желание показать свое творчество и поучиться у своих коллег. Среди заявивших о себе в том году имена уже известных на сегодня мастеров, таких как: Виктор Овечкин, Валентина Минеева, Ольга Манасбаева, Радзивилов и др.

Регулярная работа Галереи, участие в региональных и международных выставках выявили преимущества ряда художественных изделий для определенных категорий граждан. Большой интерес вызывали изделия небольшого размера и относительно дешевые: медальоны, брелки, кольца из моржового клыка, что можно сразу на себя надеть. Опыт работы выявил постоянного покупателя со средним достатком. Эксклюзивные изделия ценились высоко, но и покупатель на них нужен был неординарный. Как правило, такие вещи были для особых случаев: юбилеи, памятные подарки.

В особую категорию покупателей сувенирной продукции выделялись иностранные туристы, так как их интересовали изделия, доступные для ввоза в их страны. В круг интересов интуристов вошли изделия из меха и кожи, поделки из рога оленя и скелетной кости животных.

Практическая деятельность определила основные направления деятельности Галереи, куда входит выставочная деятельность и реализация сувенирной продукции. За десятилетний период определился круг мастеров, с которыми налажен постоянный контакт,  это более 300 человек со всего округа. Кроме стабильно популярной продукции из кости животных для реализации поступают предметы традиционной культуры коренных народов Чукотки из меха и кожи, шитье, полиграфия. Ряд поступающих предметов определил характер сувенирного ряда из районов округа.

Основными поставщиками изделий из кости являются города округа и районы восточной Чукотки: Иультинский, Чукотский и Провиденский. Изделия из меха являются визитной карточкой районов Чукотки, где определяющим направлением развития является оленеводство: Анадырский, Иультинский.

Чукотский район представляет традиционные сувенирные изделия из клыка моржа и декоративные предметы, выполненные лоринскими мастерицами. Из Иультинского района поступают изделия из скелетной кости кита и декоративные изделия: тапочки, мячи, розетки, куклы. Центральные районы Чукотки в большинстве своем представлены праздничной национальной одеждой. Западная Чукотка выделяется оригинальными работами омолонских мастериц. Выполненные в ярких красках плотного бисерного настила кисеты, футляры для очков, панно настенные, косметички пользуются спросом.

Шмидтовский район известен работами по камню, агатовому спилу.

Если постоянная реализация сувенирной продукции в окружном центре производится через отдел Музейного Центра «Наследие Чукотки» - Художественную галерею, то в районных центрах это входит в задачи краеведческих музеев. Для оперативности выполнения своих задач по реализации сувенирной продукции Галерея ведет постоянный взаимообмен с музеями Чукотки. Например, для удовлетворения спроса населения на изделия из клыка моржа Билибинский музей заказывает крупную кость Уэленской работы. Также пользуется спросом декоративная вышивка из оленьего волоса и полиграфическая работа. Чаунский район заказывает мелкую пластику: ушки китовые и поделки из рога оленя. Поступают заказы на изделия профессиональных мастеров, спросом пользуются работы Лидии Теютиной, Стаса Кеукея, Григория Эттувэгыргина, братьев Добриевых.

Шаман, 2003 г. Позвонок кита, клык моржа, рог. А.Б. Добриев. Фото из архива Музейного Центра «Наследие Чукотки».

Охотник, 2003 г. Ребро и позвонок кита. А.Б. Добриев. Фото из архива Музейного Центра «Наследие Чукотки».

За период деятельности галереи определился сезонный характер сувенирной продукции. Активная торговля начинается с апреля месяца и по октябрь, когда заканчивается навигация. Основными потребителями сувенирной продукции являются отъезжающие в отпуск и гости города. Ходовыми предметами для отпускников является мелкая пластика из кости и небольшой клык с гравировкой. Также пользуются спросом у горожан фотографии с пейзажем Чукотки и календари. Туристы в основном берут изделия из меха и мелкую пластику из скелетной кости животных или рога оленя.

Тапочки, косметички востребованы в любое время года. Особенно пользуются спросом тапочки, выполненные из натурального сырья и по традиционной технологии. Критерием оценки изделия является выделка сырья. Тапочки для взрослого могут стоить от 2,5 тыс. (Воловик Л. – 3,0) до 3,5 тыс. руб., детские от 2,0 до 2,5 тыс. руб. Многие годы популярными были работы В. Минеевой. Ее работы отличались аккуратностью и хорошим качеством сырья.

Галерея практикует и продажу меховой национальной одежды. В зимнее время пользуется спросом промысловая меховая одежда, особенно мужская национальная обувь – торбаза и меховые чижи. Если есть выбор, то обувь берут с лахтачьей подошвой. Из меховой одежды востребованы кухлянки, торбаса, рукавицы, малахаи. Стоимость кухлянки от 10 тыс. руб. и выше.

Особой популярностью для горожан и гостей Чукотки пользуется детская меховая одежда: варежки - лилит, обувь - торбаса, головные уборы – малахаи. Эти виды одежды традиционно снабжены охранительными знаками, принятыми у коренного населения и выглядят нарядно.

Последние годы Галерея испытывает нехватку поступления сувенирной продукции. Причину такого положения можно объяснить или спадом интереса к изготовлению сувенирных изделий у местных мастеров, или отсутствием мастеров должного уровня. Главное требование к меховым изделиям - соблюдение качества продукции, чтобы были сшиты из натурального меха, по традиционной технологии и были привлекательными. Требования работников Галереи нельзя назвать завышенными, таким образом гарантируется реализация изделия. По условиям приема, вещь, не реализованная в течение года, возвращается мастеру.

Деятельность галереи не только показывает творческий потенциал мастеров Чукотки, она определяет уровень работ, востребованный населением и к которому надо стремиться. Ведь спросом пользуются вещи практичные, отвечающие эстетическим требованиям потребителей.

Пеликен

Участники Третьей выставки-ярмарки народных художественных промыслов Чукотского автономного округа «Пеликен-2014» (слева направо) Лида Ивановна Воловик и Татьяна Александровна Печетегина.

Современное народное декоративно-прикладное искусство народов Чукотки переживает активную фазу творческих поисков. Процесс дальнейшего развития народных художественных промыслов требует углубления исследований, поисков подлинно народных традиций, создания оптимальных условий творчества. Для этого используются самые разные формы работы: экспедиции в административные районы, выявление мастеров, владеющих традиционными приемами ремесла, определение запасов природного материала, на основе которых может быть возрожден или способен развиться промысел конкретного района.

Один из вариантов решения проблем развития художественных промыслов - выявление новых имен и проведение выставок. В помощь мастерам художественного промысла Управление культуры и искусства Чукотского АО (автор идеи – Садовская М.Д.) в 2010 году впервые организовало выставку-ярмарку. Для участия в мероприятии были приглашены мастера со всей Чукотки. В общей сложности на первой ярмарочной выставке «Пеликен-2010» 50 участников представили 236 работ.

Выставка-ярмарка народных художественных промыслов Чукотского автономного округа «Пеликен» проводится один раз в два года. Выставки проходили в 2012 и 2014 году в городе Анадыре. В рамках выставки-ярмарки проводятся творческие лаборатории и мастер-классы, круглые столы, конференции, а также большая конкурсная программа, способствующая росту исполнительского художественного мастерства уже состоявшихся и начинающих мастеров.

***

История формирования ДПИ на Чукотке имеет сложный путь от прикладного предмета бытового характера до художественного произведения сувенирной продукции.

Относительная изолированность народов Крайнего Северо-Востока обусловила особую устойчивость уклада жизни, что и отразилось на развитии художественной культуры. Начиная с 1930 г. косторезный промысел стал планомерно развиваться и оснащаться техникой, что создавало возможность образования прочной базы становления и расцвета народного изобразительного искусства. Село Уэлен – исторически сложившийся центр чукотско-эскимосского косторезного искусства. Сегодня косторезный промысел на Чукотке – неотъемлемая и самобытная часть художественно культуры.

В период наивысшего экономического подъема Чукотского автономного округа прикладное искусство не считалось предметом дохода для населения, а только фактором развития в эстетическом плане. Значительной вехой в развитии декоративно-прикладного искусства на Чукотке является деятельность фонда «Эйн’эв», благодаря которому становится возможным поддержка деятельности народных мастеров, начинается возрождение традиционного искусства арктических народов. Немаловажное значение в деле сохранения и популяризации народного искусства стало открытие Галереи. Чукотка узнала имена многих талантливых мастеров. Регулярная работа Галереи, участие в региональных и международных выставках выявили преимущества ряда художественных изделий для определенных категорий граждан. Опыт работы выявил постоянного покупателя. За десятилетний период работы Галереи определился круг мастеров, с которыми налажен постоянный контакт. Основными поставщиками изделий из кости являются города округа и районы восточной Чукотки: Иультинский, Чукотский и Провиденский. Изделия из меха являются визитной карточкой районов Чукотки, где определяющим направлением развития является оленеводство: Анадырский, Иультинский.

Одним из путей решения проблем развития художественных промыслов на современном этапе является поиск новых имен и проведение выставок.


[1] История Чукотки. С.113.

[2] Тымневакат, Вэкэт с. Уэлен.