Традиционная культура Чукотки в творческих работах детей

Автор статьи – преподаватель художественного отделения Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств городского округа Анадырь», кандидат педагогических наук Нина Михайловна Коваль.

Население Чукотского автономного округа, несмотря на его немногочисленность, включает представителей многих национальностей, народов и народностей. Всех их объединяет главное – территория, на которой они живут, некоторые – с рождения, некоторые – несколько лет или совсем недавно.

Невозможно, живя на здесь, не заинтересоваться самобытной культурой Чукотки, в которой отразился суровый климат нашего региона, образ жизни его коренных жителей, их занятия и традиции.

Ярко и поэтично доносят до нас культурное наследие своих народов писатели Чукотки – Юрий Рытхэу, Антонина Кымытваль, Зоя Ненлюмкина и другие. Своеобразие мировоззрения коренных народов Чукотки раскрывается в народных сказках. Литературное и фольклорное наследие играет неоценимую роль в осознании подрастающим поколением особенностей культуры территории своего проживания.

Этому способствуют и конкурсы творческих работ, темой которых становятся произведения чукотских писателей, такие, например, как конкурс иллюстраций к произведениям Ю.С.Рытхэу и ХХ Юбилейный конкурс «Юные дарования Чукотки», где дети отображали в своих сюжетных композициях не только сцены из романов, рассказов и стихотворений северных авторов, но и героев народных сказок Чукотки.

1

Рисунок Олеси Жулёвой, 16 лет.

 

Когда темой становится произведение – литературное или фольклорное – о Чукотке, то изучение наследия традиционной культуры ее народов становится необходимым условием изобразительного воссоздания литературных образов ее коренных жителей, сказочных или мифических персонажей.

Важным этапом формирования юного художника является развитие умения воссоздавать в изобразительной работе героя, событие, явление, место, где разворачивается действие, по литературному описанию. Это требует «вживания» в сюжет, осуществления попытки увидеть его «изнутри» и представить себя изображаемым героем, осмысления литературного произведения в изобразительном ключе, переработки слов в видимый образ, что, в свою очередь, требует изучения натурного материала.

2

Рисунок Екатерины Курочкиной, 12 лет.

 

В этом неоспоримую помощь оказывают специальные научные, методические, популярные, периодические издания. Можно назвать такие замечательные и широко известные книги, как «Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока» (составитель Т.Б.Митлянская), трехтомник Полярная энциклопедия школьника «Арктика – мой дом», «Новая жизнь древних легенд Чукотки» (авторы текста Т.Б.Митлянская и И.Л.Карахан), каталог выставки «Мир арктических зверобоев. Шаги в непознанное» (М.М.Бронштейн, К.А.Днепровский, Е.С.Сухорукова), выпуск журнала «Северные просторы», №№1-2, 2004 год, альбомы фотографий о Чукотке, такие, например, как «Живая природа Чукотки» (С.Терещенко, А.Степанов) и другие.  Помогают и различные интернет-ресурсы, которые содержат видео- и фотоматериалы о произведениях  традиционной культуры коренных народов чукотского полуострова. У жителей окружного центра есть замечательная возможность посетить Музейный центр, ознакомиться с музейными экспонатами, сделать необходимые зарисовки.

Первоначальное действие в решении сюжетной композиции – передача взаимодействия персонажей на основе выбранного момента литературного произведения или сказки. Сколько их будет, как они будут двигаться, где и когда будет разворачиваться действо – все это представляется одновременно в первом приближении, в первоначальном композиционном решении. А затем начинается главная часть работы – разработка частей композиции.

3

Рисунок Анастасии Клочек, 12 лет.

 

Решающее значение в работе над иллюстрацией или сюжетной композицией по мотивам литературного произведения – осознание образа литературного персонажа – человека, животного, сказочного существа. Необходимо прочувствовать его характер, его переживания, движения. Чтобы правдиво создать образ героя, нужно первоначально проработать строение и пластику его фигуры. Это подразумевает изучение конструкции и пластики человека, эндемичных для Чукотки птиц и животных или создание на их основе структуры и пластики сказочных (мифических) существ.

Затем необходимо представить, как будет внешне выглядеть задуманный герой. Во многом это зависит от того, представителем какого народа он является, чем будет занят в сюжете рисунка, в какое время года развивается сюжет. Всем, знакомым с культурой Чукотки, известны различия в одежде мужчин и женщин чукотской, эскимосской, эвенской и других национальностей, прибрежных, оленных людей, морзверобоев. Различается крой, внешний вид, материал. Каждый вид одежды имеет свое особенное название – кухлянка, камлейка, женский керкер, малахай, торбаса и т.п. Используются шкура оленя, выделанная различными способами, пыжик, шкура нерпы, белька, лахтака. Кроме того, в старину морзверобои на охоту одевали непромокаемые куртки, сшитые из выделанных кишок моржа или кита. Здесь же необходимо учесть различные виды украшения одежды и ее орнаментику, если они будут играть свою роль в будущей работе. Материал, из которого выполнена одежда, обуславливает ее цвет. Немаловажным будет ознакомление с устройством жилища – яранги, землянки, чума. Если в рисунке отображается сцена битвы или охоты, нужно ознакомиться с особенностями оружия и охотничьего снаряжения, изучить движения воина или охотника. Все вышесказанное позволит точнее передать историзм произведения, его этнографические черты, заинтересует художника и зрителя, наделит рисунок правдивостью, колоритом.

4

Рисунок Людмилы Звоновой, 15 лет.

 

Затем наступает момент осмысления места и времени действия – реального или фантастического (мифического). Юный художник определяет, где происходит изображаемое событие – в интерьере или на фоне пейзажа. Если речь идет о пейзаже, то важно понимать, когда (в какое время года и суток) и где (на морском побережье Чукотского полуострова или в его внутренних районах, на берегу реки или моря, в тундре или в горах) разворачивается сюжет. А может быть, это будет место мифическое, не связанное с поверхностью земли (верхний мир, жилище на облаках и т.п.), и здесь, конечно, решающую роль сыграет воображение автора рисунка, так же, как и в случае создания фантастических героев. На этом этапе помогут пейзажные зарисовки и этюды с пленера, фотоработы с изображением пейзажей различных районов Чукотки. Эта работа неотделима от поиска колористического, цветового решения, ведь каждому времени года и суток, каждой характерной местности присущ свой собственный колорит.

5
Рисунок Анны Аржановой, 13 лет.

 

Следующим шагом становится выбор цветовой гаммы будущего рисунка в целом, поиск наиболее выразительного творческого решения, взаимодействия цветового решения главных героев и их окружения.

6
Рисунок Дарьи Крупиной, 15 лет.

 

Так, шаг за шагом, изучая культурное наследие Чукотки, юный художник создает творческую работу, воплощая свой замысел, возникший под впечатлением прочитанного им литературного произведения. Итогом проделанной работы становятся самобытные, оригинальные рисунки. Конечно, не весь изученный материал находит свое место в изобразительной работе, но он становится частью жизненного опыта учащегося, дарит ему понимание края, в котором он живет.

___________

* В статье представлены рисунки победителей Окружного конкурса иллюстраций к произведениям Юрия Сергеевича Рытхэу (2015 год) и ХХ Юбилейного окружного конкурса «Юные дарования Чукотки» (2016 год).

Презентация к статье Нины Михайловны Коваль «Традиционная культура Чукотки в творческих работах детей».